Сайт художника Е. Визирь-Дорошенко

Евгений Павлович (до смены отчества — Харлампиевич) Визирь-Дорошенко родился в 1890 году в поселке Лоцманская близ города Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Семья была большая, мать, отец и четыре сестры. О происхождении необычной фамилии ходила легенда: проводя корабль визиря к русскому берегу, прадед-лоцман полюбил дочь вельможи, которая вышла за него замуж. Так в фамилии лоцмана добавилась приставка «Визирь».

С раннего детства стали проявляться художественные наклонности мальчика. Маленький Евгений рисовал везде и всегда. Прутиком или пальцем на песке, углем на задних стенах белых хат — украинских мазанок. Рисунки-«графитки» были так хороши, что многие хозяйки долго не белили изрисованные стены. На несколько лет сохранялись эти произведения, односельчане ходили смотреть, просили нарисовать на память свой портрет или изображения детей. Юный художник с удовольствием исполнял просьбы. В юношеские годы рисунки стали носить сатирический характер, карикатуры на попа, дьякона, верзилу купца и т.д. Случалось, ему платили — сбережения шли на краски, кисти, бумагу.

Кода Евгению было около 11 лет в Днепропетровск приехал Михаил Владимирович Родзянко (крупный землевладелец, впоследствии — политический деятель, председатель государственной думы третьего и четвертого созывов). Ему указали на способного мальчика, показали папку с рисунками. По решению украинской рады юный рисовальщик был отправлен за государственный счет в Петербург в школу барона Штиглица (училище Мухиной). Проучившись в стенах училища пять лет, юноша поступил в Академию Художеств.

«Я мало знаю о папиной юности, — сожалеет дочь художника, Татьяна Евгеньевна Хижная. — Во время пожара в нашей квартире на Фонтанке в 1926 году у нас сгорел его архив, много документов и картин. Чудо, что мы не пострадали... Мама не любила вспоминать об утрате, главное, говорила она, что дети живы».

Евгений Павлович Визирь-Дорошенко принадлежал к плеяде «гениев из народа», воспитание и формирование которых протекало в период разнообразных художественных течений и направлений.

Поступив в Академию Художеств, он окунулся в студенческую жизнь. Восторженно встретив революцию, стал создавать плакаты, лозунги и транспаранты. За участие в революционном движении он был исключен с четвертого курса в 1911 году. Однако продолжал самообразование, не бросая творческую деятельность.

После отчисления из Академии художеств Евгений покинул Петроград на долгие годы. Работал в Омске, Томске, руководил художественным оформлением в областных театрах, ставил декорации, создавал афиши, много путешествовал по стране.

В 1918 году вернулся в северную столицу, здесь началась гражданская война. 1921-1923 годы Визирь-Дорошенко провел на фронте, был ранен и попал в госпиталь, где познакомился с будущей женой.

По окончании гражданской войны работал в «Окнах РОСТА» вместе с В. В. Маяковским, затем в Наркомпроссе у А.В. Луначарского.

В период НЭПа существовали самые разнообразные художественные течения, противоречивые по своим установкам — супрематизм, кубизм, конструктивизм... Молодой художник сразу же вступил на путь реализма. И вел непримиримую борьбу с формализмом в искусстве. В 1927 году он вступил а Ассоциацию Художников Революционной России — АХРР.

20-30 годы были периодом освоения Кольского полуострова — Хибин. Ученый  А. Е. Ферсман был душой и организатором изучения и освоения Хибин. Хорошо знавший его художник был приглашен в экспедицию посмотреть на этот удивительный край. Откликнувшись на приглашение, Визирь-Дорошенко пробыл в Хибинах почти полгода. В этот период он много писал этюдов, зарисовок и картин. Ленинградский обком ВКПб, возглавляемый С. М. Кировым, подержал работу Ферсмана и началось бурное освоение Хибин. Художник создает серию картин «Хибины», в частности, тематический цикл «Киров в Хибинах» (декабрь 1930 г.).

В 30-е годы художник служит в Мариинском театре. Руководит постановкой декораций и костюмов. Им созданы макеты театральных постановок «Мазепа», «Фауст», «Чио-Чио сан». В создании мини-декораций принимали участие и дочери художника, Татьяна и Галина.

«Делали деревья, — вспоминает старшая дочь художника, Татьяна Евгеньевна. -тонкая проволока сгибалась в отельные веточки, которые оклеивались папиросной бумагой, соединялись в сучья, свивались в ствол, обсыпались мелко нарезанной бумагой красного и желтого цвета, ствол папа подкрашивал в зависимости от времени года и породы дерева».

В 30-е годы Визирь-Дорошенко много работает как скульптор. На Съезд работников легкой промышленности, который проводился в клубе ДК Газа у Путиловского завода, приезжал А. И. Микоян. Визиря-Дорошенко попросили в короткий срок изваять бюст Микояна для установки в клубе. Привезли 5 тонную глыбу жуковского мыла — белого с голубыми прожилками, похожего на мрамор. Бюст был огромный, высотой более трех метров, скульптору пришлось работать на лесах трое полных суток по 24 часа.

«Были тяжелые годы, и оставшиеся мыльные обрезки нашу семью долго выручали. За работу папа получил благодарность и крупную сумму денег, но после такого творческого напряжения долго не брался ни за кисти, ни за мастахин».

К этим же годам относится работа Визирь-Дорошенко по созданию гипсовых барельефов, мулированных под металл, посвященных различным видам спорта. Его барельефы выпускались в массовом количестве для украшения институтов физкультуры, спортивных залов Ленинграда и регионов. Фотографии хранились в архиве художника долгие годы, но во время войны были утеряны. Гипс — недолговечный материал, но, возможно, где-то работы еще уцелели.

В 1935-37 годах выиграв конкурс объявленный советским правительством, художник создает панно «Маршалы Советского Союза». В центре пятиугольной звезды изображен Сталин, в пространстве между лучами — все рода войск: артиллерия, авиация, флот, пехота, танки, а на концах звезды — портреты пяти маршалов — Ворошилова, Буденного, Тухачевского, Блюхера, Егорова. После того, как Сталин приказал расстрелять троих из пяти, якобы «вредителей», панно изъяли, хотя к тому времени оно было растиражировано на ватмане и на шелке в большом количестве. У художника также изъяли весь рабочий материал по созданию этого панно — эскизы, наброски, фотографии.

«С Тухачевским папа был знаком лично, очень ценил его эрудицию, знание военного дела, владение языком, организаторские способности», — вспоминает дочь художника.

Портрет Тухачевского, созданный художником, подарен его дочерью в Музей истории Ленинграда.

В 1939 году во время Финской войны принимает участие в прорыве линии Маннергейма. 40-е годы встречает в рядах защитников полуострова Ханко. Сначала и до конца Великой отечественной войны служит на флоте в городах Архангельск, Мурманск, Рыбачий, руководит маскировкой северной морской флотилии. За свою работу он был удостоен медалей «За победу над Германией», «За оборону Севера» и др. но особо ценил только первую — «За оборону Ленинграда».

«Описывать годы блокады тяжело ужасно: голод холод, бомбежки... — вспоминает дочь художника, Татьяна Евгеньевна Хижная. — 13 февраля 1942 года умерла моя мама от ожогов при тушении зажигалок. Папа был на Севере в Мурманске. Он пошел добровольцем в военкомат и был назначен начальником маскировки кораблей Белого Моря под Мурманском и Архангельском. Он служил там вплоть до 1946 года. Папа летал на самолете и сверху ему было ясно, где и как распределить маскировочные сетки, ставить макеты кораблей, создавать ледяные горы»...

Картины, написанные им в период с 1941 по 1946 год, почти все сохранились в музеях Севера — в Мурманске, Полярном, Архангельске. На выставке-конкурсе художников Севера, состоявшейся в Мурманске в 1945 году, картины Евгения Павловича Визирь-Дорошенко были удостоены первой премии, которую художник отослал оставшимся без матери дочерям в Ленинград.

Сразу после войны художник включился в бурную творческую жизнь. Много путешествовал. Побывал и на Дальнем Востоке, и на Крайнем Севере, на Урале, в Крыму, на Кавказе. Много картин создано им на родине — Украине. Любимой темой художника было изображение богатой природы России.

О работе в родном городе в 50-60-е годы вспоминает внучка художника, Екатерина Ивановна Астахова (Хижная): «По эскизам дедушки оформлялись самые ответственные участки города в дни праздников — Невский проспект, Садовая, Смольный... Настольные игры того времени издательства «Детгиз» также были созданы дедом».

Евгений Павлович Визирь-Дорошенко умер 25 января 1963 года в возрасте 73 лет. До последнего дня жизни он не выпускал кистей из рук, несмотря на то, что зрение ухудшалось.

По постановлению Союза художников было решено поставить ему памятник. Скульптор Татьяна Федоровна Линде, хорошо знавшая художника (их мастерские были рядом) выполнила эскиз памятника. Через полгода слепок был готов и отдан на завод Монументскульптура. Но с установкой тянули целый год, пока не вмешался Горком и потребовал срочно установить памятник, что и было сделано в 1965 году. Памятник установили на могиле отца на Нововолковском кладбище, участок № 3. Бюст был впоследствии украден, а постамент сохранился до наших дней.

«Я горжусь своим отцом, — говорит дочь художника Татьяна Евгеньевна Хижная. — Горда тем, что между датой его рождения и датой смерти не черточка, а жизнь, полная самоотверженного труда, участия во всех сражения, которые выпали в то время на долю России, что все силы, знания, талант преданы служению Родине».

Hosted by uCoz