Сайт художника Е. Визирь-Дорошенко

Fuimuf.
Мы были.

Девиз на гербе В. Брюса

Сейчас такое удивительное время — все чаще и чаще смотрим мы в прошлое и, обращаясь к своему духовному наследию, собираем его драгоценные крупицы. Воскрешаем из небытия мена, отдавая должное тем, кто нами незаслуженно забыт. Многое нам предстоит еще открыть и, несомненно, наследие художника Евгения Павловича Визиря-Дорошенко ждет своего исследователя. Он прожил большую творческую жизнь, и все потрясения 20 века так или иначе коснулись его нелегкой судьбы.

Рассматривая прекрасные пейзажи и натюрморты, так бережно хранимые дочерью художника Татьяной Евгеньевной, я спросила у не: «а почему Визирь»? И она поведала мне неожиданно романтическую историю. Е. П. Визирь-Дорошенко родился в Днепропетровске в семье потомственных лоцманов. Однажды прадед художника вел корабль, на котором плыл визирь с красивой дочерью. Полюбился ей стройный молодой лоцман, и вышла дочь визиря за него замуж. Их потомок Евгений Павлович был человеком высоким, обаятельным, артистичным во всех своих проявлениях. Его незаурядный талант художника нашел воплощение в разных видах искусства — в живописи, графике, прикладном, декоративном, театральном. Эти способности проявились в детстве, и не остались незамеченными, мальчик был направлен в Петербург в училище Штиглица, которое он блестяще закончил. Потом — студенчество, прерванное неожиданно. Ученик Академии художеств Е. П. Визирь-Дорошенко был исключен за участие в революционной деятельности. Но одаренный, энергичный художник все же нашел свою дорогу в искусстве.

Начало его творческого пути — там, где бился путь современности — в «Окнах РОСТа», — вместе с Маяковским. Хорошей школой была работа в области промышленной графики в системе Наркомпросса у Луначарского в качестве художника-оформителя — она дала большой практический опыт, оттачивалось мастерство. Но повседневные заказы не могли удовлетворить художника, и в 20е годы он увлекается волшебным миром театра. Он ездит по всей стране, живет в Сибири, участвует в постановках театров Омска и Новосибирска. В начале 30-х годов несколько лет отдано Мариинскому театру: работа с Улановой, спектакли «Чио Чио Сан», «Корабль и морские разбойники». Художника манила, привлекала декоративная живопись в разных видах. В дни праздников он участвовал в украшении Ленинграда, его главных магистралей — Невского проспекта и садовой улицы. Склонность к монументально-декоративному искусству привела Е. П. Визирь-Дорошенко в декоративно-историческую секцию ленинградского Горкома художников, куда он был принят в июне 1937 года. В это время он работает как скульптор, создавая барельефы на спортивные темы.

Война оборвала привычное течение жизни. Брошена светлая мастерская на углу Фонтанки и проспекта Маклина, художник ушел на фронт добровольцем. В январе 1942 года Евгений Павлович переведен на Север — он будет руководить маскировкой кораблей. Полярный, Мурманск, Архангельск. В феврале 1942 года, защищая Ленинград, умерла жена художника, оставив в блокадной зиме двух дочерей.

Путь назад был нелегким. Е. П. Визирь Дорошенко вернулся в Ленинград с Севера только в 1948 году. Вернулся, чтобы работать. Но как это было со многими художниками, война жила в его сердце, мучила, не отпускала его. В памяти вставало пережитое прошлое. Он писал картины — корабли, панорамы сражений. Но настоящее, подлинное успокоение приносила ему только природа, ее вечная, всегда трогавшая его красота. Пейзаж, натюрморт — это особая, сокровенная часть творческого наследия Евгения Павловича. Он жил в разных уголках нашей страны, отсюда — разнообразие мотивов, его одинаково привлекал и Урал с его бурными реками, могучими лесами, и суровый величественный Север. Тихая затаенная прелесть природы среднерусской поломы тоже была ведома живописцу, привлекали его и камерные мотивы — очаровательные интимные уголки Павловского парка. Многие его картины погибли во время войны. Евгений Павлович Визирь-Дорошенко был представителем героического поколения: на его долю выпало четыре войны, он участвовал в двух мировых, гражданской и финской. Но достойно пройдя все тяжелые испытания, он сохранил душу светлую и чистую, открытую добру, любви и красоте.

Старший научный сотрудник Русского музея
Т. П. Наринская

Hosted by uCoz